Что такое одаренность? Тезисы.

Взрослый - это ребенок

Что такое одаренность? Этот вопрос волнует многих. Надеюсь, эти тезисы кому-то помогут.

Продолжаю делиться заметками по итогам конференции «Мотивационная одаренность: от отбора к развитию». Вчера были тезисы выступления мудрейшего Александра Григорьевича Асмолова, а сегодня хочу представить самые интересные моменты выступления Дмитрия Викторовича Ушакова, которого я считаю одним из самых значительных российских методологов современности. Поражает то, насколько многомерно и во всех направлениях далеко этот человек видит исследуемые им вопросы, какие сложные системы взаимосвязей анализирует в своих работах. Дмитрий Викторович рассматривает феноменологию одаренности (и личность ее носителя) в тесной связи с культурными, социальными и даже с социально-экономическими и политическими факторами – более частными и невероятно масштабными. Тем, кому интересен такой аспект рассмотрения проблем образования, очень рекомендую его книгу «Интеллект, ценности и процветание наций. Как измерить отдачу образования», а здесь представлю мысли, которые выделила по ходу его выступления на конференции:
— Мультипликативная концепция одаренности состоит из многих качеств, умноженных одно на другое. Если один из показателей «равен нулю», то все превращается в «ноль».
— Одаренность человека становится талантом, когда в процессе работы он развивает свои индивидуальные качества. В целях эффективного развития необходимо осуществлять «капитализацию на сильных сторонах».
— Одаренность превращается в талант только в определенном культурном пространстве.
— Существуют культурные концепции, описывающие «волны» в культуре. В этой парадигме разницу между талантом и гениальностью можно объяснить тем, что талантливые люди попадают в «культурную волну» (совпадают с ней по вектору), а гениальные – нет.
— В разработке образовательных практик , в том числе практик работы с одаренными детьми, следует придерживаться доказательности по аналогии с доказательной медициной. (Применение любого «средства» должно быть осознанным и оправданным. Мы должны понимать, к чему оно приведет, нужно видеть всю картину целиком. Здесь Дмитрий Викторович приводил пример с медицинским препаратом, который был разработан для коррекции аритмий. Лекарство снижало частоту приступов, но… уменьшало продолжительность жизни. В педагогике также возможно, решая сиюминутную задачу, не учесть вред, который наносится за пределами этой локальной работы. Для меня этот момент был одним из самых сильных мест выступления.)
— Многие специалисты-практики не любят доказательности.
— С необходимостью доказательности и важностью системного подхода в работе связана также концепция твердых и мягких точек в целеполагании и планировании педагогической деятельности. «Твердая точка» – это то, к чему мы хотим прийти в целом. «Мягкие точки» определяют шаги, позволяющие достичь твердой. Например, в качестве твердой точки можно рассматривать творческую самореализацию личности. Мягкие точки, которые ведут нас по пути к этой цели: школьные достижения, олимпиады, конкурсы, поступление в вуз, и т.п. Но мягкие точки на пути к одному и тому же главному пункту могут быть разными для разных людей (не всем подходят олимпиады и не всякому для достижения творческой самореализации нужно высшее образование).
— Человеческий капитал – основной источник конкурентоспособности и благосостояния стран. Исследования отдельных аспектов успешности стран, культур, сообществ позволяют обнаружить значимые взаимосвязи между ними и широким кругом проявлений, которые можно отнести к феномену одаренности. (Здесь в качестве примеров упоминались взаимосвязи между средним уровнем интеллекта и размером ВВП в разных странах, между интересом к теме достижений и отношением числа зарегистрированных патентов к численности населения в США в разные годы. Интересно, что очень тесную взаимосвязь демонстрируют показатели уровня ценности самовыражения и порядочности элит в разных странах.)
— Существуют две основные стратегии выявления одаренных детей: экстенсивная (выявление по достижениям) и интенсивная (выявление по потенциалу). Первая формировалась в связи с удобством использования в массовой работе и активно применялась и в СССР, и в США. Она предполагает дальнейшую работу с выявленными детьми на основе усложнения материала и/или ускоренного усвоения (освоение школьниками вузовской программы). Интенсивная стратегия основана на анализе и учете индивидуальных особенностей и в идентификации одаренных детей, и в организации их последующего развития. Это требует иного качества педагогической работы.

Автор: Юлия Шевченко    22 июля в 17:19

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *