Развитие творческого мышления (РТМ)

Творческое мышление (или, по Г.С. Альтшуллеру, «творческое воображение») – необходимая  составляющая  любой  работы  будущего.  Ведь  рутинную  работу  всё  чаще  выполняют  роботы.  Где  же  место  человека  в  мире  роботов?  Что  ему  делать?  А  делать  то,  что  роботы  не  умеют  – творить!  А как?

Сегодня уже ясно, что в условиях информационной революции рутинные исполнители просто проиграют в конкурентной борьбе роботами и искусственному интеллекту.  Изучение ТРИЗ – не самая легкая задача, но именно эти знания дают Человеку неоспоримые конкурентные преимущества, делают его настоящим ТВОРЦОМ!

В курсе РТМ рассматривается «человеческая» сторона проблемы: как человек мыслит, решая  задачу?  Какие  вопросы  он  задаёт  себе  и  миру?  Что  будет,  если  отвлечься  от  ограничений,  которые  сам  человек  придумывает  себе,  чтобы  не  решать  задачу?  Какие  модели  можно  использовать  для  анализа  и  разрешения  ситуаций?

Курс РТМ (по Альтшуллеру — РТВ) является неотъемлемой частью курса ТРИЗ, поскольку любую творческую  задачу  решает  человек  и  его  свойства  и  творческие  способности,  в  конечном  счёте,  определяют  качество  решения.

Сегодня мы учим ребенка выявлению, изучению способов решения и практическим навыкам по решению «закрытых задач». Что это?

  • Закрытая задача — это задача, которая ставится в отрыве от сложности реального мира. У такой задачи есть чаще всего одно «правильное» решение и ответ должен совпасть с ответом в конце учебника. Максимум, чего можно добиться при этом – высокой скорости опознавания известной модели решения. А если такого решения нет!?
  • Отход от перебора моделей приводит к параличу мыслительного процесса (нам этого не давали).В реальности человек постоянно сталкивается не с задачей (и уж, тем более не с ее моделью) а с проблемной ситуацией.

ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач — это совершенно иной взгляд на картину знаний. ТРИЗ перешел от набора фактов как отдельных элементов мозаики, к цельной картине мира, сложенной из этих элементов. И в этой картине изобретательство является главным, ключевым инструментом Человека – созидателя. Творчество, инновация становится его главной способностью, недоступной никакому искусственному разуму!
На наших занятиях мы учим эффективно пользоваться полученными знаниями, даем реальные умения и навыки – анализировать реальные жизненные ситуации, выявлять задачи, четко формулировать их, находить красивые решения и переносить полученный опыт в дальнейшую жизнь.
ТРИЗ рассматривает реальный мир в его развитии, одновременно на множестве экранов, видит настоящие причины и место возникновения проблемных ситуаций, показывает, что появление задачи — закономерный результат существования системы и правильное решение такой задачи – это шаг в движении и развитии системы.

Надсистема02
ТРИЗ вводит ученика в ЕДИНЫЙ мир, показывает неразрывную СИСТЕМНУЮ связь и единство всех его элементов.
ТРИЗ дает универсальное знание – КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ всеми полученными фактами, дает ТЕХНОЛОГИЮ понимания окружающего мира и управления его развитием!
ТРИЗ утверждает, что окружающий нас материальный мир сложен, но существуют ЗАКОНЫ и ПРАВИЛА существования и развития этого мира, эти правила можно изучить, ими можно уверенно пользоваться.
Более того, знание этих законов и правил позволяет видеть пути дальнейшего развития и заблаговременно прогнозировать его.
Вместо слепого перебора и малопродуктивного угадывания ответа ТРИЗ предлагает резко активизировать мышление – раскладывать запутанную проблемную ситуацию на полочки Системного анализа, выявлять в проблеме ГЛАВНУЮ ЗАДАЧУ и сразу идти к ИДЕАЛЬНОМУ КОНЕЧНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ.
Для нахождения сильного красивого решения ТРИЗ находит ПРОТИВОРЕЧИЕ в развитии анализируемой системы и выявляет его глубинную суть.
Используя накопленный опыт разрешения противоречий, аккумулированный в виде таблицы применения приемов РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ, ТРИЗ знает ответы на задачи даже без их решения!
В качестве рабочих инструментов ТРИЗ использует и психологические методы БОРЬБЫ С ИНЕРЦИЕЙ ТЕРМИНОВ, и оператор «РАЗМЕРЫ – ВРЕМЯ – СТОИМОСТЬ», и МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ.
Использование метода ДИВЕРСИОННОГО АНАЛИЗА позволяет увидеть совершенно неожиданные пути развития изучаемых систем!
ТРИЗ обладает уникальным по своим возможностям оператором – ВЕПОЛЬНЫМ АНАЛИЗОМ. Моделирование любой проблемы через отношения «вещества» и «поля» (Ве – Поль) позволяет уверенно выявлять и разрешать глубинные противоречия в развитии самых сложных систем.
Сердцевина ТРИЗАлгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ) – объединяет в себе всю мощь теории и практики. Десятки тысяч сильных красивых инновационных решений, найденных с помощью АРИЗ, давно подтвердили его возможности.