Системология. Законы развития систем. Управление Системами.

Системология (от др.-греч. σύστημαцелое, составленное из частей; λόγος«слово», «мысль», «смысл», «понятие») — область знаний методологического уровня (хотя некоторым очень хочется считать её наукой) о закономерностях становления, развития и распада систем различной природы. Очень молодая область знаний, хотя самому понятию «система» более 2 000 лет.

Системология позволяет видеть предметы и явления «во многих измерениях», что позволяет не только понимать происходящее сегодня, но и достаточно надёжно прогнозировать будущее. А ведь под давлением роботов и компьютеров у «живых людей» остаётся всё меньше рабочих мест для работы с количествами (с этим компьютеры и роботы уже сейчас справляются неплохо). Основная работа людей в будущем – это как раз работа с КАЧЕСТВЕННЫМИ задачами, перед которыми пасуют роботы и которые невозможно решить без владения СИСТЕМОЛОГИЕЙ.

Собрать имеющиеся данные по Системологии в компактный курс – это задача, которую мы поставили перед собой и успешно решаем уже много лет.

Данный курс предназначен для учеников прошедших наши предыдущие курсы:

  1. ЭВРИСТИКА — Введение в ТРИЗ: Сильное, системное мышление. Полиэкранное мышление. РТВ — развитие творческого Воображения (мышления).
  2. АРИЗ — Алгоритм Решения Изобретательских ЗадачФСА — Функционально — Стоимостный Анализ.

Системология изучает КАЧЕСТВЕННЫЕ изменения в системах, поэтому, с одной стороны, она имеет к математике лишь косвенное отношение, а с другой стороны, Системология изучает РАЗВИТИЕ систем, сопровождаемое КАЧЕСТВЕННЫМИ переходами, чего не исследует ни одна другая наука.

Видеть возможности и проблемы задолго до их появления – это та задача, которую можно начать решать уже сегодня. И быть при этом уверенным в правильности Вашего решения.

СИСТЕМОЛОГИЯ – это «метод методов», то, что нужно знать, чтобы предотвратить ошибки, избежать последствий наступления того, что предотвратить невозможно и понести минимальные потери, если неотвратимое всё же случилось. Посмотрев, например, на карандаш, привычным взглядом вы увидите… карандаш. Посмотрев на тот же карандаш взглядом СИСТЕМОЛОГА, вы увидите одновременно и уголёк костра, из которого появились первые средства письма и рисования, и все современные средства для оставления следов на самых необычных подложках, и «карандаши» будущего… Вы увидите то, на чём оставляли, оставляют и будут оставлять следы люди…  И, при необходимости, сможете создать новый «карандаш», какого ещё не видел свет – «карандаш» мечты!

В ТРИЗ, Системология появляется дважды: как теоретическое обоснование законов развития систем и, в виде инструмента, при рассмотрении системных принципов разрешения противоречий.

Впервые понятие «система» с достаточно детальным его обоснованием введено в научный обиход только в 1948 году Людвигом фон Берталанфи (насмотря на древность самого понятия). Собственно, с этого времени и начинается научный период исследования систем. Вся сложность этой работы состоит в том, что понятие «система» используется не как термин, а как слово, причём, слово, связанное по смыслу с понятием «модель». Многие исследователи, в зависимости от своих частных задач, неоправданно сужают или, напротив, расширяют границы системологии, так что её становление в самом разгаре.

Математический аспект систем изучает раздел математики под названием «системный анализ», однако математика – это наука о КОЛИЧЕСТВАХ.

Справедливости ради, следует отметить, что сталкиваясь с системологически нагруженной информацией, до второй половины ХIХ века исследователи, в отличие от законов, называли такие проявления ПРИНЦИПАМИ. В школе раньше изучалось несколько принципов, например, принцип Ле шателье – Брауна в курсе химии, принцип дополнительности  В. Гейзенберга – Н. Бора в физике, принцип конкурентного исключения В. Гаузе в биологии. Однако школьные учителя и сами не знали ничего об универсальности этих принципов и не обращали на них внимания учеников. Несколько новых принципов было открыто лишь в ХХ веке, например, принцип «80 : 20»  В. Парето,  принцип необходимого разнообразия У.Р. Эшби, принцип сопряжённых подсистем В.А. Геодакяна… Естественно, эти принципы в школьные учебники пока не вошли.

ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО – ЭТО ЧЕЛОВЕК, ХОРОШО ВЛАДЕЮЩИЙ СИСТЕМОЛОГИЕЙ.

Такой человек знает себя, своё будущее, может спрогнозировать будущее других и выдать грамотное задание: компьютерам и роботам, чтобы создать это будущее из имеющихся компонентов настоящего, а людям – чтобы создать нечто новое, ранее не бывшее, но необходимое для нового будущего.