Почему — ТРИЗ? Для чего ТРИЗ сегодня?  Теория Решения Изобретательских Задач.

Почему — ТРИЗ? Для чего ТРИЗ?  Теория Решения Изобретательских Задач. Нужно ли современному человеку думать и изобретать.

Эпиграф

От выпускников средней школы сегодня требуются только три умения —

умение работать в команде, умение выявлять и разрешать проблемы

и умение находить информацию и работать  с ней для обеспечения первых двух умений

Из отчета корпорации Google за 2017г.

Это — с одной стороны! А  с другой…

Осенью этого года NASA (аэрокосмическое агентство США) опубликовала шокирующую информацию.

В рамках программ подготовки к длительным космическим полетам проводятся многолетние психологические исследования. В задачу одной из команд психологов ставилось разработать тест, позволяющий оценить и измерить творческий потенциал дошкольников. В общих чертах тест предлагал детям различные понятные им задачи, предлагая их решить тем или иным способом. Тест проводился на 1600 детях в возрасте от 4 до 5 лет.

Полученный результат шокировал не только заказчиков в NASA, но и самих психологов.

Ученые были готовы ко многому, однако то, что они обнаружили, поставило их в тупик. Оказалось, что в топовую категорию теста, рассматриваемую психологами как “гениальность”, попало 98% детей! Поскольку “98 процентов” гениев показалась NASA немыслимой цифрой, тест был забракован как неправильный. Однако разработчики не сдались и провели тот же тест, на тех же детях, но уже когда дети достигли возраста 10 лет. На этот раз в категорию “гениальное воображение” попало всего 30% детей.

Результат получился настолько странным, что NASA опять заинтересовались и провели тот же тест, на тех же детях, но уже в возрасте 15 лет. Гениев среди них оказалось менее 12%!

Следующие 5 лет NASA не стали ждать и немного нарушили чистоту эксперимента, поставив тест на случайной выборке взрослых. Среди взрослых процент гениальности упал до 2-х!

На основании этих данных была сделана подробная научная публикация, суть которой сводится к следующему:

«Школьная система, колледжи и высшее образование постепенно лишают растущего человека присущего каждому творческого гения»

Три года назад была эта встреча…

Родительский комитет одной из авторских школ Днепра — тогда еще Днепропетровска — организовал эту встречу, чтобы вместе с нами —  специалистами — ТРИЗовцами — посмотреть на традиционные школьные проблемы с изобретательской точки зрения. Темы для обсуждения, несмотря на то, что школа была продвинутой, авторской, были совершенно традиционны. Перенасыщенные и одновременно фрагментарные учебные программы, загруженность учителей, нежелание детей учиться, необходимость для выпускников тратить все учебное время на зубрежку ответов перед ВНО…

Нас представили, как специалистов по творческому решению проблем, и, похоже, ожидали от нас чудес.  

Встреча была очень громкой, бурной. Мозговой штурм незаметно перерос в шторм… Эмоции в аудитории бурлили и переливались через край…

Некоторые наши предложения вызвали интерес, отдельные идеи сразу же были приняты. Эйдетика — умение быстро и уверенно запоминать большие объемы информации — прямо на этой встрече стала школьным факультативом…

Гораздо больше было отвергнуто…

Меня же в том разговоре удивила одна вещь… Очень часто участники того разговора — а это были и учителя и родители — повторяли, как вводные фразы, такие слова: “Надо, чтобы школа…” и “Школа должна…” Обычность таких слов была незаметной, они не вызывали ни у одного из участников того разговора никаких эмоций. А я вдруг задумался… Кому надо то, что делает школа? А, главное — что и кому должна школа?? Ну, вот в самом деле — а кому???

Теория решения изобретательских задач (сокращенно — ТРИЗ) родилась и развивалась, как технология инженерного, технического изобретательства и при всей широте задач в фокус своего внимания ставит жизнь и развитие технической системы. Хотя сам автор и основоположник этой науки — Генрих Саулович Альтшуллер — постоянно подчеркивал ключевую важность сильного творческого мышления, утверждал, что воспитание разносторонней творческой личности гораздо важнее усвоения и практического применения навыков технического изобретательства.

Но наработанные технологии ТРИЗ нацелены именно на работу с техническими системами, на инженерное изобретательство. И именно такой репутацией он сегодня известен.     А мы решили проверить возможности ТРИЗа на этой необычной, совершенно не инженерной задаче… Да и можно ли назвать задачей сложную общественную проблему?

Аппарат ТРИЗа располагает мощными инструментами анализа и синтеза технических систем. Но насколько справедливо рассматривать школу как техническую систему? По всем привычным нам правилам и критериям выходит, что можно. Это явно сложная, выстроенная поколениями профессионалов искусственная система, состоящая из большого количества подсистем, имеющая большую историю своего развития. И, самое важное, такая искусственная система обладает главным признаком системы — ее суммарная, системная полезность не вытекает из отдельных полезностей ее составных частей-подсистем и гораздо больше простого их сложения…  

Дальше начались вопросы, которые может задавать только ТРИЗ. Что можно считать главной полезной функцией этой системы ? Ведь без ее определения невозможно выяснить в чем состоит идеальный конечный результат обучения… А, главное — кто или что является ближайшей надсистемой?  Кто устанавливает то, что потом прозвучит, как “школа должна…” Где появляется задача?

Поиски ответа неизбежно вели нас в прошлое, туда, где впервые проявлялась будущая главная полезная функция.

Чему учат своих детенышей звери в живой природе?

Ответ напрашивается сам собой — выживанию в дикой природе.

Умение отличать съедобную пищу от несъедобной, умение атаковать и защищаться, навыки охотиться и находить пищу, маскироваться, прятаться и видеть спрятавшуюся добычу…   

Но ведь человек тоже часть живой природы, и ближайшей для него надсистемой безусловно можно считать его биологический вид — “homo sapiens”. Значит, главная полезная функция человека — выживание его вида.

И человек за свою многовековую историю отточил свой главный — с точки зрения ТРИЗа — инструмент этого выживания — умение создавать и использовать искусственные системы. Я не зря подчеркнул слово “выживание”. Потому что именно эта задача поставлена перед ним его самой близкой ему надсистемой — родом человеческим. А решение этой задачи столетиями проходило при жесточайшей нехватке доступных ресурсов и непрерывного изменения условий жизни. И именно отсюда родился один из самых универсальных инструментов ТРИЗ — идеальный конечный результат — ИКР. Для человека ИКР в любой ситуации — получить желаемое без затрат собственной энергии. Проще говоря — за чей-то счет. И все искусственные системы, придуманные человеком — инструменты, механизмы, машины  — именно для этого и служат! Начиная от каменного ножа, глиняного горшка, плуга, конной сбруи и стремян, продолжая паровой машиной и двигателем внутреннего сгорания и до атомного реактора и космического корабля. Но этому же служат и все социальные системы! То есть, любая общность — стадо, стая, племя, народ, государство — помогает отдельному человеку решать именно главную его задачу — обеспечить бессмертие его биологического вида. И чем сложнее и многограннее общество, тем меньше тратит на достижение этого результата каждый человек в отдельности.

Очень часто во время проведения занятий мне задают один вопрос.   То, что вы рассказываете — интересно! Но для чего нам нужно умение изобретать? Мы же не инженеры, мы ничего не изобретаем!

Я никогда не спорю, а предлагаю  собеседнику задуматься над смыслом слова.

 Усложняя свое общественное устройство, удовлетворяя растущие потребности и пользуясь возникающими возможностями умно организованных сообществ — стада, стаи, племени, народа, государства — человек обретает новые  материалы, инструменты, технологии, обретает новые возможности. Из чего-то — обретает! Из-обретает!

Возможно, это и вызовет несогласие, но я всерьез полагаю способность человека к изобретательству самым полезным эволюционым навыком! В тысячелетней конкурентной гонке выживания выигрывает тот, кто силой своего мышления сможет из ограниченных ресурсов — еды, территории, времени — обрести наибольшую пользу с наименьшими затратами.

Отсюда совершенно логично возникает необходимость для сложноустроенного общества выстроить и иметь в своем распоряжении некую общественную конструкцию, которая обеспечит качественную подготовку всех детенышей к взрослой жизни.

Эту конструкцию сегодня называют школой.

Вот теперь появляется вариант ответа — КОМУ должна школа и КОМУ надо то, чем она занимается…

Но здесь же и начинаются новые вопросы.

Школа должна готовить подрастающих детей к будущей взрослой жизни? Да, должна. Это долг школы перед сообществом взрослых людей.

Сообществу взрослых людей надо, чтобы школа дала необходимые знания и воспитала необходимые навыки всем подрастающим детям?   

 Да, надо! Без этих знаний, умений и навыков выросшим детям в их взрослой жизни будет плохо!

Очевидные вещи? Да, эти ответы были очевидными в течении тысячелетий…

Тогда почему же сегодняшняя школа, наилучшим образом организованная и заточенная для решения именно этих задач, стоит перед таким массивом проблем? И почему именно школа, как утверждают американские психологи, так беспощадно тушит природные способности ребенка??

ТРИЗ утверждает, что в любой развивающейся искусственной системе именно в силу ее развития, нарастают внутренние глубинные  противоречия. А возникают они из конфликтов, возникающих у так называемых надсистем, то есть тех общественных структур, которые создали ее и ставят задачи этой искусственной системе. Причем такой конфликт, чаще всего, проявляется уже в той стадии, когда снять его или развести стороны в разные углы ринга — поздно. Именно это мы все наблюдаем в сегодняшней школе.

Информационная революция, прямо на наших глазах стремительно меняющая все стороны привычной жизни, высветила конфликтные отношения внутри общественных структур — надсистем по отношению к школе — и привела к резкому усилению главного противоречия привычной нам школьной системы. Школа, существует для выполнения своей главной задачи — подготовки детей к взрослой жизни. К той жизни, которая была вчера! Где все известно, все понятно, где не требуются никакие изменения! Где главным лозунгом было “Так было всегда!”

И при этом ни само общество ни школа ничего не знают о том, какой будет эта жизнь завтра, какие знания и навыки будут в ней полезны и, тем более, как к ней готовить!

Очень многие привычные знания и умения, все то, что многие десятилетия было одинаково пригодным во взрослой жизни целым поколениям — сегодня уже не работают, они практически не нужны, для них просто нет точек применения!

Для решение все той же задачи — выживания человеческого вида — становятся необходимы совершенно иные знания, умения и навыки.

Вероятно, именно об этом и предупреждают слова, вынесенные в эпиграф.  Умение создавать необходимые в конкретных ситуациях социальные группы — команды и выстраивать их эффективную работу, умение и навык отыскивать в ворохе вопросов настоящие проблемы, видеть многоэкранную картину сложного взаимодействия социальных и технических систем, переводить выявленную проблему в четкий перечень задач, иметь устойчивые навыки — алгоритмы решения таких задач и такие же сильные, “помехоустойчивые” навыки поиска необходимой для этого информации. Именно такого рода “инструменты” понадобятся новым взрослым для успешного выживания вида “человек разумный” в стремительно изменяющемся мире.

И именно об этом — тревога детских психологов! Ключевым инструментом в новой реальности обязательно является навык творческого мышления, не связанного чужими ограничениями и запретами, умение видеть в обычных вещах и явлениях неиспользуемые ресурсы и безграничные возможности, способность понимать настоящие причины и обстоятельства конфликтов, природу противоречий и пути их устранения.   

Несколькими абзацами ранее я сознательно использовал много необычных и непонятных слов и сочетаний.    

Техническая система, надсистема и подсистема, многоэкранная картина мира, главная полезная функция, идеальный конечный результат, алгоритм решения, конфликт, противоречие, …

Все это — именно те инструменты, которые эффективно работают в любой самой сложной, изменяющейся ситуации. Работают потому, что это все инструменты системного анализа и построения новых систем. А человек всю свою историю занят именно тем, что выстраивает все более сложные и эффективные искусственные социальные и технические системы.

Именно поэтому владение аналитическим и решательным аппаратом ТРИЗ — это владение наиболее универсальными и одновременно специализированными инструментами. Их много, не все нужны одновременно, да и пользоваться ими без подготовки и отработанного навыка вряд ли получится. Но работа именно такими инструментами резко приблизит школу к ее идеальному конечному результату — ученики сами будут искать и отбирать знания, нужные им во взрослой жизни, а учителя будут обеспечивать максимальный доступ к любым знаниям. При таком подходе вся школьная программа будет рассматриваться не как скучный и бессмысленный набор фактов и дат, а как библиотека самых сильных изобретений — патентов и открытий, предоставленных в бесплатное пользование! И  постоянная учеба-самоусовершенствование креативных навыков станет самым ценным конкурентным преимуществом в обществе с искусственным разумом и умными машинами.

И только таким образом можно разрешить названное противоречие — школа не должна готовить взрослеющих детей к стремительно изменяющейся жизни, как к чему то неизвестному и поэтому — враждебному, существующему само по себе, а должна готовить их к осознанному проектированию правил новой жизни, всех этих изменений, созданию инструментов и алгоритмов управления этими изменениями. Базис для такой учебы уже есть — это знания и инструменты теории решения изобретательских задач — или сегодня уже — теории создания и развития искусственных систем.

 Автор статьи: Третьяков-Латаш Юрий Валентинович

Тренинги нашего Центра Творческого образования:

  • «Кубинг» — это обучение сборке Кубика Рубика 3х3, 4х4, Пирамидки Мефферта, мастер Пираморфикса и других  головоломкам на его основе, по разным алгоритмам.
  • Скорочтение, Быстрочтение, Фоточтение. Уникальный метод быстрого считывания информации из книг и Интернета. #Скорочтение Эйдетическое.
  • Эвристика. Стандартные методы творчества. Творчество — это Навык который можно развить в любом Возрасте, начиная с 11 лет. На основе ТРИЗ — теории Решения Изобретательских задач. Введение в ТРИЗ.
  • АРИЗ. Тренинг по Алгоритму Решения Изобретательских задач и инструментам для их решения. Как проблему превратить в задачу и решить ее? Переход от ситуации к правильно поставленной задаче. Проблема => Задача => АРИЗ => РЕШЕНИЕ
  • Жизненные Стратегии Личности. Найди СВОЕ дело — начни жить! Тренинг создан на основе изучения более 1000 биографий изобретателей(!)
  • Законы Развития Систем. Что такое Система, и как она работает? Наработка навыка понимания, что весь мир вокруг нас представляет систему взаимодействия систем.
  • Практикум по решению Творческих, изобретательских задач.
  • Законы развития финансовых систем. Сложный процент, инвестирование.

Наш канал в Telegram: https://t.me/Eidetika

 

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *