ТРИЗ — это сложно! ТРИЗ — это просто! Комментарии про обучении ТРИЗ.

Комментарии про обучение ТРИЗ от мастера: Valeri Souchkov. Источник: Facedook

Последнее время мне часто задают такой вопрос: «Валерий, я посмотрел(а) рекламные видео про ТРИЗ, прочитал(а) несколько статей и решил(а) пройти обучение ТРИЗ. Но выясняется, что все не так просто, как было в этих рекламных роликах!».

Это происходит потому, что в рекламе ТРИЗ часто не объясняется полная картина, особенно когда демонстрируются примеры. В ТРИЗ, как минимум, три измерения.

Первое – то, что обычно именуется непосредственно «ТРИЗ» — методы и инструменты изобретательства. Предназначенные для того, чтобы разобраться с ситуацией, которая требует изобретательского решения, а затем найти подходящее решение. Эта часть современной ТРИЗ наиболее разработана для таких областей, как техника и бизнес.

Второе измерение — методы и инструменты развития творческого воображения (сокращенно — РТВ). Их цель — тренировать и развивать способности мыслить творчески и бороться с психологической инерцией. Области применения инструментов РТВ не ограничены.

Третье измерение — изучение развития творческой личности для создания методов, развивающих такие навыки, как умение ставить неординарные цели, преодолевать барьеры, строить эффективную стратегию достижения своих целей. Это направление называется «Теория Развития Творческой Личности (ТРТЛ)». ТРТЛ занимается изучением массивного объема информации о творческих людях, внесших серьезный вклад в развитие цивилизации с целью выявления шаблонов поведения этих людей.

Путаница чаще всего происходит с первыми двумя измерениями: ТРИЗ и РТВ. Отличаются они не только своими целями, но и способами их достижения. ТРИЗ необходима для поддержки того, что мы называем «рациональным творчеством». Мы применяем ТРИЗ, когда необходимо найти конкретное решение, которое удовлетворит многочисленным требованиям и ограничениям — как техническим, так и финансовым. Именно из-за этих ограничений зачастую выглядящая вроде бы простая проблема оказывается практически неразрешимой. Стратегия ТРИЗ – найти решение с максимальной степенью внедряемости. При этом категорий изобретательских задач много — это может быть устранение какого-то вредного эффекта, или же радикальное улучшение полезной функции, или кардинальное снижение стоимости, или создание дорожных карт будущих инноваций для какого-нибудь технического продукта или бизнеса. Поэтому в современной ТРИЗ используется несколько десятков инструментов, каждый из которых предназначен для решения какой-то конкретной задачи. Многие инструменты постоянно совершенствуются.

РТВ — это тоже набор инструментов, но их целью является развитие творческого мышления и снижение степени индивидуальной психологической инерции. Как уже не раз было доказано, если мы регулярно не находимся в творческом процессе, со временем наши творческие способности снижаются — и для их поддержки (и развития!) необходимо тренироваться. Однако многие из инструментов РТВ тоже способны выдавать неординарные, яркие творческие идеи. Отличие от ТРИЗ — их не нужно внедрять. Поэтому инструменты РТВ не критичны ни к стоимости идей, ни к их внедряемости.

Большинство инструментов РТВ и инструментов ТРИЗ имеют общие корни. Но инструменты РТВ просты, с ними легко работать, и да, с ними можно находить оригинальные и красивые идеи. Какие-то инструменты РТВ могут использоваться в областях, не критичных к сильным ограничениям по внедряемости — например, находить новые неожиданные идеи для рекламного видео, для литературной деятельности, для живописи, для арт-дизайна. Однако, когда сталкиваешься с реальной ситуацией в таких областях, как техника или бизнес – именно жесткие требования и ограничения заставляют выбирать иной путь и иной набор инструментов.

Поэтому часто вместо инструментов ТРИЗ демонстрируются инструменты РТВ. Они ведь куда проще. Или же вообще вместо ТРИЗ идет обучение РТВ под названием ТРИЗ.

На самом деле изучать ТРИЗ не сложно. Сложно научиться находить рациональные решения, которые можно будет внедрить, потому что приходится менять привычный образ мышления.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *