ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЙ О МОЗГЕ (brain-based learning — BBL). 10 преимуществ.

  Тысячелетиями учителя обучали всевозможным предметам – философии и искусству, геометрии и биологии, литературе и истории. Все это время многие из них были убеждены, что лучшие ученики – это те, кто внимательно слушает лекции, читает и перечитывает их дома. Другие учителя замечали, что многие ученики показывают лучший результат, когда применяются творческие методы обучения, а не только лекции и домашнее чтение. Эти учителя соответствующим образом подстраивали учебные планы.
  Многие педагоги успешно устанавливали контакт с учениками и вдохновляли их на учебу, в то время как у других это не получалось. В образовательной истории полно учителей, которые относились к каждому ученику как к индивидуальности, а также тех, кто считал, что важно одинаково относиться ко всем ученикам. Конечно, каждый, кто когда-либо учился, помнит учителей, которые были полны энтузиазма и энергии, и учителей, для которых школа была просто постоянным местом работы, но отнюдь не увлечением.
   На протяжении веков были учителя разных типов, но до последних 20 лет или около того у всех них было нечто общее — они учили, не имея подробных знаний о работе мозга. Тем не менее, с 90-х годов XX века нейробиологи узнали о мозге больше, чем за все предшествующие тысячелетия. Так говорится в статье «Обучение на основе знаний о мозге – обзор»[1].
   Лесли Оуэн Уилсон (Leslie Owen Wilson) в своей статье заявляет, что в течение 2000 лет ученые пользовались «примитивными моделями» работы мозга, а информация, полученная начиная с 90х годов XX века, «помогла установить, как на самом деле происходит обучение человека».
«В сущности, эти ученые заглянули в черный ящик, чтобы определить, как мозг обрабатывает и удерживает информацию», — пишет Уилсон. «Таким образом, технология в медицине проторила путь для многих инноваций в области обучения».
    Теория превалирования левого либо правого полушария была неизвестна до 60х годов 20 века, а теория трех слоев мозга (нижний, средний и верхний), утверждающая, что верхний слой мозга отвечает за наиболее сложные мыслительные функции, не была детализирована до 1990 года, когда вышла книга Пола МакЛина.
В статье «Brain-based Learning» утверждается, что исследование мозга ускорилось в 90х годах после того как Джефри Кейн и Рената Нумелла Кейн в 1994 году сформулировали «Базовые принципы обучения на основе знаний о мозге». Среди этих 15 принципов есть следующие:
· «Мозг социален. Он развивается лучше во взаимодействии с другими».
· «Комплексное обучения ускоряется благодаря решению сложных задач и задерживается из-за стресса».
· «Каждый мозг имеет уникальную организацию».
После завершения работы нейробиологов учителя стали применять на практике их открытия. Все восемь книг, упомянутые в статье «Brain-based Learning», были написаны в период с 2002 по 2011 год.
Сегодня все больше учителей основывают свое взаимодействие с учениками на знаниях о работе мозга, что описано в статье «Обучение на основе знаний о мозге: Что это и как его применять»  как новая педагогическая дисциплина, объединяющая знание нейробиологии, психологии и педагогики с целью оптимизации процесса получения знаний и обучения». Эта новая образовательная дисциплина существенно повлияла на то, что происходит в школах по всему миру.

10 преимуществ обучения на основе знаний о мозге

Ниже приведены 10 принципов, которые необходимо знать об обучении на основе знаний о мозге. Все они помогли неизмеримо улучшить качество обучения для многих учеников.

1. Здоровое тело

Один из центральных принципов обучения на основе знаний о мозге гласит: «В процесс обучения вовлечено все тело. Обучение – это вопрос и души и тела: движение, питание, циклы внимания и химические вещества помогают управлять обучением и регулировать его». Практический урок, который учителя, ученики и родители должны извлечь из этого: мозг работает лучше, если ученики делают физические упражнения и едят здоровую пищу, что дает им энергию. В классе это может означать, что ученики периодически встают и/или прохаживаются по классу, а не сидят часами. Физкультуры дважды в неделю недостаточно.

2. Здоровый дух

Еще один базовый принцип – «Эмоции важны для формирования модели, они управляют нашим вниманием, придают значение, заставляют запоминать». Другими словами, счастливый ученик способен думать лучше, чем несчастный, при прочих равных условиях. Практический вывод из этого принципа для учителей: нужно осознавать, что критика затрудняет мышление учеников, а похвала производит противоположный эффект. «Здоровая самооценка – фундамент оптимального обучения», — сообщает статья в CogniFit. «Ощущение успешности и собственных сил поддерживает мотивацию к обучению».

3. Один мозг помогает другому

Знание базового принципа, что мозг развивается лучше во взаимодействии с мозгом других учеников – полезно само по себе. Но более важно, то, каким образом учителя должны применять это знание. Групповая работа в классе и групповые проекты вне класса помогают детям учиться у других. На протяжении веков многие учителя думали, что учеников мотивирует соревнование, но эксперты по обучению на основе знаний о мозге считают, что кооперация зачастую лучший способ учиться.

4. Обучение улучшает память

Преимущество номер 4 НЕ относится к профессиональным учителям. Здесь мы говорим об учениках, которые улучшают свою память, обучая других учеников. Это следствие преимущества групповой работы. Обучение другого – наиболее эффективный способ удерживать в памяти информацию, как говорится в статье «Дюжина важных концепций обучения на основе знаний о мозге», которая также написана Уилсон. Многие учителя давно используют практику, когда более успешные ученики обучают менее успешных. Эта концепция показывает, что педагогам следует использовать всех учеников в роли учителей.

5. Практика улучшает память

«Практика сразу после знакомства с материалом — также очень эффективный способ удержания информации в памяти», — пишет Уилсон, который среди 12 важных концепций BBL назвал следующую: «Пересказ улучшает запоминание». Статья «6 быстрых способов обучения на основе знаний о мозге» формулирует это так: «Наш мозг может запоминать, но наилучший способ учиться – путем проб и ошибок». Отмечая, что мозг редко понимает материал корректно с первого раза, автор статьи приводит такие примеры обучения методом проб и ошибок, как постановка вопросов, контрольные списки, использование компьютеров, обучение сверстниками.

6. Лекции не работают

«Лекции – НАИМЕНЕЕ эффективный способ передачи информации в долговременную память. Через 24 часа сохраняется лишь 5-10% информации», — пишет Уилсон. Многие педагоги обратили внимание на этот факт задолго до того, как исследования мозга подтвердили его, но многие другие учителя все еще держатся за старые способы обучения. Уилсон цитирует автора Дэвида Сауса, который говорит, что «лекция остается превалирующей моделью в среднем и высшем образовании, но дает самую низкую степень запоминания». Кстати говоря, такой метод как дискуссия обеспечивает средний уровень удержания информации спустя сутки.

7. Информация должна быть значимой

«Значение более важно, чем просто информация» — один из базовых принципов. Статья в The Education World «Обучение, дружественное мозгу: от сенсорной до долговременной памяти»[6] подробно описывает, как учителя должны максимизировать вероятность, что передаваемая ими информация войдет в долговременную память учеников. Учитель сможет сделать это, если завладеет вниманием учеников в течение 20-секундного представления темы, сделав информацию значимой для учеников. Например, ученики могут проявить больший интерес к математическим заданиям, если они будут обсуждаться в контексте цен на интересующие их модели мобильных телефонов.

8. Полезно говорить и писать

Еще один путь перевода информации из сенсорной памяти (наиболее кратковременная память) в долговременную – попросить учеников передать своими словами, что они узнали, устно или письменно. Этот процесс многие эксперты по BBL называют «перекодированием». Ученики должны резюмировать, что они узнали, а не повторять. На более высоких уровнях обучения ученики должны резюмировать новую информацию. И проанализировать ее важность. В ходе этого процесса также улучшаются навыки устной и письменной коммуникации. Эксперт по BBL. образовательный консультант – нейробиолог Марили Спренгер (она называет себя “Brain Lady”) говорит: «Известно, что обратная связь повышает успеваемость учащихся. Я предлагаю ученикам положительное подкрепление, если их перекодирование было точным, или даю информативную обратную связь, если перекодирование исказило изначальное знание и ученикам необходимо переосмыслить свое понимание». «Перекодирование, как объясняет Шпренгер, лучше всего делать устно своими словами, но маленькие ученики или те, кто лучше учится нелингвистически, могут нарисовать, сделать презентацию или найти другое средство передачи того, что они узнали».

9. Многие стратегии работают

Концепция BBL принесла много хороших новостей учителям, которые ищут работающие методы. В статье the Education World «Обучение, дружественное мозгу: методы улучшения памяти» образовательный консультант Марили Спренгер рекомендует сочинять истории, рассказывать анекдоты, играть в игры, использовать аналогии, метафоры и двигаться. «В историях есть эмоциональные компоненты, стимулирующие миндалевидное тело, эмоциональный центр мозга», — говорится в статье. Да, подобных предложений в этой статье могло бы быть много.

10. Частый стресс повреждает мозг

Высокие уровни стресса могут вызывать химические изменения в мозге, ухудшающие его работу. Статья «Дюжина важных концепций обучения на основе знаний о мозге» объясняет, что гормон кортизол может наносить серьезный ущерб процессу мышления, когда выделяется из-за стресса. Автор статьи «Обучение на основе знаний о мозге. Что это и как его применять» говорит о том, что низкие уровни стресса помогают мотивировать учеников к работе, и рекомендует создавать «положительную эмоциональную среду» в классе. По существу, учителя должны быть спокойны и добры к ученикам. Крики и ругань повышают уровень стресса.
Благодаря BBL сейчас у учителей больше информации о том, как достучаться до учеников, как вдохновить их. Иными словами, они не должны учить так, как учителя делали это на протяжении тысячелетий.
«Обучение на основе знаний о мозге исходит из общего убеждения, что обучение можно ускорить и улучшить, если при выборе предмета и способов обучения педагоги будут основываться на науке обучения, а не на педагогических практиках прошлого, установившихся обычаях и установках», — говорится в Глоссарии образовательной реформы (“The Glossary of Education Reform”), статья «Brain-Based Learning» [8]
Перевод, пересказ и редакция: Татьяна Скрипко, Екатерина Мень (ЦПА)
[1] Leslie Owen Wilson. Brainbased Education — An Overview// https:// thesecondprinciple.com / optimal-learning/brain-based-education-an-overview/
[2]CEPEE TABIBIAN. “Brain based learning: What is it and how to apply it”/ https://blog.cognifit.com/brain-based-learning/
[3] Платформа, представляющая нейропсихологические тесты и программы стимуляции когнитивных функций
CogniFit предлагает научно валидированные онлайн программы для точного измерения и стимуляции когнитивных способностей каждого пользователя
[6] “Brain-Friendly Teaching: From Sensory to Long-Term Memory//  www.educationworld.com /a_curr/ profdev/profdev156b.shtml
[7] Eric Jensen. Brain-Friendly Teaching: Strategies to Improve Memory//  www.educationworld.com /a_curr/profdev /profdev156.shtml
[8] Article “Brain-Based Learning”// https:// www.edglossary.org/ brain-based-learning /

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *