. Ольфакторика – наука про воздействие запахов на мозг человека. Как научиться учиться? - Snail - эйдетика, мнемотехника, скорочтение, развитие памяти Днепр Днепропетровск. ТРИЗ.

Ольфакторика – наука про воздействие запахов на мозг человека. Как научиться учиться?

 Буддийская притча

   Один лама со своими учениками играл в игры. Тому, кто выиграет вручал что-нибудь сладкое и сразу же какое-то наставление давал. Другие ламы проводили со своими учениками долгие занятия, и осуждали любителя игр. Но когда стали проверять знания учеников, оказалось, что те, кто играл в игры знали материал глубже и полнее.

   Как усилить мотивацию на обучение человека: себя, ребенка, учеников? Как создать максимально благоприятные условия для этого? Что сделать для повышения качества и количества получаемых знаний? В этой статье немного секретов про включение всех 5 каналов восприятия человека в процесс обучение. Это то, до чего автор дошел на основе собственного опыта.  На мысль натолкнул сад » Шесть чувств» из Японии. Его смысл, когда гость сада получает наслаждение через все шесть органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкуса и осознания. Полное погружение в сплошной позитив. Позитивная информация запоминается в 10-ки раз лучше, негатив выбрасывается. Убеждаюсь в этом на каждом проведенном тренинге.

    Попалась на глаза Ольфакторика — наука про воздействие запахов на мозг человека. И я подумал, что ее можно добавить, как мотивационную часть системы обучения, в новом позитивном стиле. Это первая часть моего исследования по созданию у учеников позитивных эмоций, ассоциаций по отношению к процессу получению знаний в принципе. Фокус группа учеников, результаты работы с которой изложены в этой статье, занималась  такими предметами , как развитие памяти — Эйдетика, и развитие творческих способностей — Эвристика, на основе ТРИЗ — теория решения изобретательских задач и Скорочтение

Возьмем пять основных каналов восприятия человеком окружающего мира.

  • Видим — зрительный.
  • Слышим — звуковой.
  • Обоняем — запахи.
  • Ощущаем — тактильный и вкусовой.
  • Испытываем эмоцию — Эмоциональный.

      Я заметил, что при освоении нового материала, если хотите при его запоминании, или осмыслении, чем больше каналов восприятия мы используем, тем качество запоминания, или усвоения информации выше. Причем на порядок. Нарабатывается навык полного погружения в процесс получения новых знаний. Использовать пять каналов одновременно могут редкие профессионалы, но стремиться к этому можно и нужно. 

     В древней буддисткой притче, которую я использовал в качестве эпиграфа, идет речь про 4-й тактильно-вкусовой канал восприятия. На фоне приятных ощущений, то что давал учитель, усваивалось намного лучше и качественнее. Я давно хожу к детям в школу с карманами полными конфет. Скорость восприятия увеличивается во много раз. Само отношение к «нудному» Скорочтению меняется на позитив. Естественно спрашиваю, можно ли им их есть))) Но это только четвертая часть от каналов восприятия.

   Какую задачу решаем используя все каналы восприятия? В лавине рухнувшей на нас информации, уметь получать ее намного больше среднего результата по палате. Научиться получать Удовольствие, от процесса получения, запоминания, усвоения новых знаний.

     Для создания и закрепления Позитивного образа процесса обучения необходимо включить все 4 основных канала восприятия, и замкнуть их пятым — Эмоциональным. Эмоция включается в зависимости от сигналов, поданных от данных 4-х каналов. Может быть позитивной и негативной. Естественно, мы ходим создать позитивный образ. Поэтому желательно, чтобы все четыре канала транслировали позитив!

  • Зрительный. Приятные для глаза картины, улыбающийся, приятно одетый преподаватель, цветы, зелень вокруг и спокойная цветовая гамма зелено коричневая, с голубыми вкраплениями. Коричневый цвет должен быть ближе к светлому фону, чем темнее — тем тревожнее становится ученик. Зеленый цвет ближе к изумрудному.  Есть целая теория  психоцвета. Эйдетика — развитие памяти, базируется на этом канале. Эйдос — по гречески образ. Образ должен быть позитивный, иначе из памяти он стирается очень быстро. Приятнее, смешнее, невероятнее образы — качественнее процесс запоминания.
  • Звуковой. Считается, что Моцарт нашел “идеальную гармонию”. Создатель Украинской школы Эйдетики, Евгений Антощук, принимал учеников по развитию памяти — Эйдетике,  у себя дома. А его жена, преподаватель музыки, в это время принимала учеников в соседней комнате. Евгений Антощук обнаружил, что при звучании Моцарта результаты учеников резко возрастали. А теперь масса источников дает подсказки в этом направлении. Моцарт — и у вас прекрасная концентрация внимания, Вивальди, и происходит активизация работы памяти. 
  • Обонятельный. Это — один из наиболее легко используемых каналов.  С помощью запахов омжно влиять на интеллектуальные, когнитивные, познавательные способности. Дайте человеку любимый запах, он уже будет лучше работать, а правильно выбранный запах добавит сил, снизит усталость, успокоит тревожность, увеличит работоспособность, и добавит удовольствия.
  • Тактильно — вкусовой канал. Сладости в процессе обучения выдаются только за какое-то достижение. Сбрал кубик Рубика — конфетка. Решил логическую задачку — конфетка. Сделал Мнемокарту статьи — конфетка. Ручки, блокноты, мебель в кабинете предполагаемо должны быть приятными на ощупь. Как говорятсами кинестеты, все предметы в комнате должны быть гладкими, приятными на ощупь.
  • Эмоциональный. Эмоция возникает в зависимости от информации предыдущих 4-х каналов. Если пришло 4 позитивных отклика, то информация закрепляется в 4 раза качественнее и на большее время, чем могла быть. Игровая форма обучения вызывает позитивную эмоцию. Возвращает ученика в то время, когда он совсем маленький, и без напряжения, в игровой форме он познавал мир. Почему анекдоты помним годами? Чем смешнее информация — тем дольше она хранится в памяти. Хотите много запоминать — надо посмеяться))) Улыбка преподавателя — успех ученика.

    Для чего данная инфомация? Это обоснование формирования позитивного окружения ученика, для полного погружения его в процесс обучения. Как говорит моя любимая наука  ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — любая система стремится к идеальности. Вот и система обучения стремится к идеальным условиям. Что такое идеальная среда обучения? Формирование идеальной среды дает нам возможность не просто увеличить скорость обучения, а полностью перестроить подходы к нему. Погрузить ученика в полный позитив, и дать ему возможность с удовольствием получать новые знания. А если появился негатив? Наример, если ученик начинает испытывать отрицательные эмоции к подаче материала, он может последовать за одним из четырех органов чувств. Например за запахом, сосредоточиться на нем, переключится на позитив, и лучше понять,  принять материал.

   Сегодня предлагаю сосредоточиться на канале воприятия Обоняние. Задача создать в месте обучения соответсвующую позитивному получению знаний среду. Состоящую из образов, звуков и запахов. С помощью запахов можно подбодрить уставших учеников на учебном месте и расслабить в местах отдыха. Дать возможность более качественно воспринимать информацию. Предлагаю  разбраться, какие запахи активируют интеллектуальную активность, какие уравновешивают, какие успокаивают и расслабляют.

    Интересный пример: Алан Хирш, американский невролог и психиатр, который научился продавать автомобили с помощью запахов. Он разработал «запах новой машины», продажи автомобилей в салоне увеличились многократно. Он провел много экспериментов, как с  помощью запахов можно влиять на своё тело: ускорять или замедлять биение сердца, контролировать давление, успокоиться или даже крепко уснуть. Бодрящие запахи, помогут справиться со сложными задачами, а освежающие – поднимут тонус. Попробуем определить, какими же эфирными маслами стоит пользоваться  всем искателям знаний? 

    Внимание! Перед тем как применять любые эфирные масла, с целью предотвращения аллергических реакций, сначала нанесите небольшое количество масла на тыльную сторону ладони, между большим и указательным пальцем.  Если не проявятся аллергичесике реакции — смело пользуйтесь. 

Применяются масла двумя способами:

  • Нанесение на руки и предметы одежды. Есть специальные роллеры.
  • Распыление в воздухе специальными диффузорами. На сегодня это ультразвуковой способ. По новым исследованиям, просто аромолампы, «съедают» часть полезных свойств. масла.

Эфирные масла в обучении:

  1)  О великий РОЗМАРИН!))) Эфирное масло розмарина, я использую постоянно работая 10-12 часов Он-лайн в сутки. Именно оно помогает, когда кажется, что сил уже не осталось. Розмарин еще с древности считается лучшим активатором работы памяти и интеллектуальной деятельности, благодаря сильному тонизирующему действию. Еще в Древней Греции и Риме студенты во время занятий носили венки из розмарина. Древние говорили, что существует тесная связь между ароматом и памятью. Это особенно заметно в случае с розмарином, который, в частности, помогает сохранять информацию об именах и числа. Можно просто нанести на руки, и периодически вдыхать аромат. Усталость отступает практически сразу. В одной из статей розмарин назвали «лучшим другом предпринимателя средних лет» за способность усиливать аналитические навыки, умению направить мысль в рациональное  русло, за помощь преодолении с синдрома хронической усталости.  После долгих часов работы в Zoom, даже глазам становится легче.

   2) Эфирные масла полынь и лимон, вместе увеличивают концентрацию деятельности и скорость работы. Помогают увеличивать объем кратковременной памяти за счет уменьшения количества ошибок при запоминании задания и снижения латентного времени реакции [“Ароматерапия в медицине производстве и быту.”В. В. Николаевский, В. И. Зинькевич, А. Ю. Разыков]. Таким образом повышается уровень готовности человека к экстремальным ситуациям, которые могут возникнуть.  Они же проводили 15-минутные сеансы аромапрофилактики студентам за день и перед самым экзаменом. Результаты показали, что вдыхание этих ароматов в 2,5 раза стимулировало функции головного мозга и даже надпочечников, что совпадало с повышением качества и количеством работы, которая выполнялась.

  3) Для стимуляции обучения, творчества и работоспособности можно использовать Мятное масло как средство, повышающее концентрацию внимания. Одновременно оно улучшает память, снимает переутомление. Психолог Уильям Денбер (США) проводил исследования 5-минутного вдыхания аромата мяты и влияния ее на работоспособность компьютерных операторов. Исследовательская группа дала 85% правильных ответов, а контрольная — только 63%. Экспериментатор уверен в целесообразности выпуска компьютеров с запахом мяты)).

  4) Авиценна писал, что розовое масло повышает скорость мышления и в принципе возможности разума. Роза помогает сосредоточиться и быстро выполнить задание, увеличивается производительность труда. Продвинутые компании в Японии успешно  добавляют определенные ароматы в систему кондиционирования в помещениях.   Одна строительная корпорация использует даже компьютерную систему для распределения запаха по всем своим домам. Японская фирма «Сумицу» с этой целью организовали специальную комнату отдыха для энергетической подзарядки работников. Директорам крупных предприятий рекомендовали рассеивать «ароматические активаторы» перед тем, как созвать сотрудников на важное совещание. Прочтите в этой статье из нашего блога, какие эксперименты проводили с запахом розы, для улучшения памяти. https://snail.org.ua/archives/8563

5) При вдыхании запаха жасмина количество ошибок у программистов снижалась на 3О%, лаванды — на 20%, лимона — на 54%.

  6) Экспериментально установлено, что вдыхание запаха лимона, эвкалипта, мускуса снимает чувство усталости, возбуждает нервную систему, способствует умственному труду, повышает работоспособность.

  7) В Японии, при чувстве усталости, добавляют в помещение ароматы ладана, сандалового дерева, лаванды, которые дают эффект при переутомлении и стрессовых нагрузках. Также, они вдвое уменьшают вероятность ошибок при работе с компьютером.

8) Лаванда, полынь лимонная, шалфей мускатный, гвоздика, жасмин, пихта, лимон, сосна, ель, кедр используются для повышения работоспособности, внимания, кратковременной памяти, принятия быстрых решений в критических ситуациях

  9) Снимают умственное напряжение  базилик, вербена, гвоздика, можжевельник, пальметт, эвкалипт, петит-грейн, левзея, чабрец, мята, бергамот.

  10) Повысить настроение, поднять эмоциональный тонус помогут лимон, жасмин, китайский лимонник, кипарис, герань, бергамот, корица, мелисса, левзея.

  11) Если у вас проявляются гнев и злость, то можно подышать хотя бы 10-15 мин. ароматами ладана или мирры [В. В. Николаевський, В. И. Зинькевич, А. Ю. Разыков, 1997].

    Целью данной статьи является формирование позитивного, привлекательного образа процесса обучения. Вовлекая в процесс все 5 органов чувств, сформировать устойчивую тягу, стремление познавать новое дальше и дальше. Если ребенок, или Вы не любите читать, то можно применить данный комплекс мер по отношению к процессу чтения. Или любому другому процессу: познания математики, иностранного языка и т.д. В определенных случаях будет достаточно только запаха, в других будет использовано все, и несколько раз, и только после этого получим положительный эффект.

   Представим себе идеальное место обучения, в котором цвет, вкус, запах, звук, эмоция, все будет способствовать продвижению и развитию человека. Как можно упростить процесс передачи знаний, улучшить его качественно и количественно? Если Вы хотите усилить качество восприятия выбранного предмета,  случае нашего тренингового центра, например навыка изобретательства — Эвристика, навыка запоминания — Эйдетика, то в процессе обучения, можно включать ароматы активности и памяти. За каждую решенную задачу давать сладкое, фоном ставить ободряющую музыку, постоянно хвалить за усердие — то эффект Вы увидете практически сразу. Про чувство юмора необходимо напоминать?) Самый главный из результатов, это вопрос: Когда же будет следующее занятие? 

  Искренне надеюсь, что данная статья была Вам полезна. Я искренне надеюсь, что скоро мы увидим совершенно другого качества и формата школы, институты, тренинговые центры. Которые будут передавать знания от учителя к ученику играючи, с удовольствием, интересом, любопытством.

  Дальше идет текст про качество эфирных масел, и где их купить. Это рекомендации автора статьи. Для тех, кто считает данную информацию рекламой, или продажами… У кого есть предубеждения по этому поводу — остановитесь здесь! Пропустите текст ниже. Автор потратил много времени, прежде чем нашел соответствующее его запросам качество эфирных масел. И считаю желание его приобрести нормальным. Всем успехов, изобилия и процветания!

   Про качество эфирных масел. Выбирайте производителя, которому верите. Предпочтительно, масло должно быть наивысшего качества. Вы же собираетесь им дышать. Или наносить на кожу. Необходим производитель, который обеспечит максимально возможное качество из возможных. Эта статья смогла появиться после того, как я нашел те масла, с теми свойствами, которые мне необходимы. До этого не было смысла писать что либо. Здесь компания трясется над качеством. Это компания DoTerra что переводится как “дар земли”. Их философия и подход к производству вызвали чувство доверия. 

   И у них же есть уникальные… смеси масле, купажи. Купажи, который сразу дают возможности нескольких масел вместе. Получается синергия эфирных масел.

  1) “Мотивация” — motivate. Состав: Эфирные масла мяты перечной, клементина, семян кориандра, базилика, юдзу, мелиссы, розмарина, ванили. Обратите внимание, почти все это мы перечислили выше, в тексте статьи. Ссылка https://aromashop.pro/product/motivate_new_encouraging_blend

2) “Думатель” — Thinker. Состав: Эфирное масло ветивера, мяты перечной, розмарина, клементина; фракционное кокосовое масло. И опять же попадание в 10-ку. Причем это масло в роллере, который удобно носить с собой, и можно нанести не только себе, но и ученику. Ссылка https://aromashop.pro/product/thinker_10_ml

Теперь про ароматизаторы, увлажнители, аромолампы . Аромолампы для распыления масел подходят, но появились универсальные диффузоры с ультразвуковым принципом действия. Которые максимально сохраняют свойства масел при их

распылении. На сайте можно выбирать из существующего на рынке. А можно далеко не ходить. Пример лампы на фото.

   Масла стоят качественно. Купить можно здесь: после перехода по ссылке, в верхнем левом углу, выбирайте пожалуйста склад «Киев», или «Одесса». Ссылка на скидку 25% и регистрацию здесь: https://aromashop.pro/user/registration?ref=A16940C6 

Просто сделать покупку со скидкой 7,5%:  ввести номер 10632231 в поле купон скидки.

Автор статьи Лозенко Дмитрий.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *